Этапы работы по методике “Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи”
Методика Татьяны Грузиновой и Елизаветы Гуриной предполагает, что для того, чтобы речь ребенка запустилась, ученик должен освоить 4 основных языковых уровня.
Это уровни:
- фонетический
- лексический
- уровень синтаксиса
- грамматический уровень
В норме эти ступени нередко осваиваются ребенком параллельно друг с другом. В рамках нашей коррекционной методики для большей управляемости процессом освоения речи, повышения эффективности и простоты отслеживания результатов ученик осваивает эти этапы последовательно.
Сначала прорабатывается фонетический уровень – ребенка обучают произвольно и внятно повторять за взрослым слова базовых видов слоговых структур. Далее работа продолжается на лексическом уровне, где формируется словарный запас ребенка. На следующем этапе ученика обучают комбинировать отдельные слова в связную фразу, а также понимать на слух разные типы фраз.
Кому-то из учеников предстоит пройти весь этот путь, ступень за ступенью, а кому-то по силам освоить только определенный отрезок пути. Другим потребуется точечное включение выпавшего “ключевого навыка” и помощь в освоении одной из ступеней при том, что другие у него изначально были сохранны. Вариантов множество, и темп и объем работы всегда определяются специалистом персонально для каждого ученика.
Первый этап работы по методике “Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи”. Работа на фонетическом (моторном) уровне.
Цели работы на этом уровне:
- научить ребенка произвольно управлять своим артикуляционным аппаратом;
- набрать репертуар произносительных движений, достаточных для произнесения звуков раннего и среднего онтогенеза;
- научиться создавать произносительные (слоговые) схемы разной сложности, организовать мелодическую сторону речи.
Если на первичной диагностике выясняется, что ученик не обладает данными навыками – не умеет произвольно произносить звуки и составлять из них слоги и слова разной сложности, или умеет это не в должной мере, работа логопеда будет сфокусирована именно на этом языковом уровне. То есть, данный уровень будет определен как ключевой для продвижения ребенка.
В качестве сквозной подсказки фонетического уровня мы используем “цифровые жесты”, каждый из которых привязан и проассоциирован с определенным согласным звуком. Освоив нужные жесты, ребенок может как бы “щупать” произносительный состав слова, осознавая последовательность слогов, которую он слышит руками. Также с помощью жестов он напоминает себе, какие слоги и в какой последовательности следует произносить, удерживая таким образом правильную слоговую структуру слова и самостоятельно контролируя свое произношение.
Для работы с более сложными типами слоговой структуры мы можем использовать печатание на компьютере, как инструмент развития фонематического слуха и своеобразные “произносительные субтитры”, которые помогут ребенку помнить, какие звуки следует произносить в слове.
В процессе развития слухоречевой памяти и выработки устойчивого навыка к правильному произнесению слов, потребность в жесте или прочитывании слова отпадает, и ребенок становится способным запоминать и произносить новые слова просто со слуха, без дополнительных опор.
Задачи моторного уровня особенно актуальны для неговорящих детей с аутизмом, с моторной и сенсомоторной алалией, неговорящих детей с детским церебральным параличом, с синдромом Дауна и другими генетическими синдромами. И, конечно, наши игровые технологии замечательно решают вопрос “запуска речи” у детей с общей темповой задержкой в появлении речи, детей раннего возраста.
Второй этап работы по методике “Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи”. Работа на лексическом уровне.
Цель работы на уровне – набор базового активного и пассивного словарного запаса, создание смыслового аппарата языка.
На этом уровне игровой логопед работает с детьми, которые недостаточно хорошо понимают речь, плохо удерживают значения слов в памяти и тяжело связывают звучание слова с его значением. Специалист формирует активный и пассивный словарный запас ребенка, как бы “приклеивая” к каждому предмету или явлению свой “словесный ярлычок”. В результате у ученика набирается словарь, необходимый для перехода на уровень фразовой речи.
Основная подсказка на лексическом уровне так называемый “аналоговый или изобразительный жест”. Жест, который изображает значение слова, причем как существительного, так и глагола. Таким образом абстрактное звучание, которое ранее ускользало от ребенка, не удерживаясь в памяти, бросает “якорь”. Проассоциировав разные значения с разнообразными жестами, он расширяет свой словарный запас, развивая речевую память. В процессе развития памяти и выработки устойчивого навыка к запоминанию слов, потребность в жесте отпадает, и ребенок становится способным запоминать новые слова просто со слуха, без дополнительных опор.
Задачи лексического уровня особенно актуальны для детей с аутизмом, склонных к использованию эхолалий и плохо осмысляющих речь, а также детей с сенсорной алалией или компонентами нарушения понимания речи, проявляющегося в рамках генетических синдромов развития.
Третий этап работы по методике “Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи”. Работа на синтаксическом уровне.
Цель работы на уровне – научить ребенка компоновать между собой слова в том порядке и по тем законам, которые приняты в его родном языке. Зрелость этого уровня позволяет ребенку как осмыслять высказывания, которые он слышит, так и строить фразы самостоятельно.
В качестве центральных опор на этом уровне выступают серии жестов и пиктограмм, которые позволяют удерживать смысл отдельных речевых компонентов внутри фразы и помогают соблюдать верную структуру фразы. По мере развития произвольного навыка фразовой речи дети становятся способными составлять фразы без опоры на жесты или визуальные символы, отходя от перечисленных опор.
На синтаксическом уровне принципиальное значение имеет коммуникативная направленность работы. В методике Грузиновой-Гуриной фразовая речь формируется в рамках основных мотивов коммуникации: умения просить, разделять с собеседником эмоции, оказывать ему помощь, если это необходимо. Поэтому все фразы, которые мы изучаем, ребенок строит в процессе совместной игры со взрослым или при просмотре видеосюжетов. А позже – обязательно отрабатывает дома, в процессе бытового и игрового взаимодействия с близкими.
Такая комплексная работа дает значимый результат, обучая ребенка “живой” речи, которую тот использует в реальной жизни. Игровая логопедия уделяет большое внимание профилактике “кабинетной речи”, максимально включая речевые задания в повседневную жизнь ученика и его семьи.
Задачи синтаксического уровня особенно актуальны для всех детей, развитие фразовой речи которых затруднено. Это дети со специфическим расстройством речи при аутизме, с сенсорной и сенсомоторной алалией, дети с генетическими синдромами развития, детским церебральным параличом.
Четвертый этап работы по методике “Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи” – грамматический уровень.
Цель работы – научить ребенка при говорении пользоваться правилами, принятыми в родном языке, сформировать у ребенка способность верно оформлять высказывание с грамматической точки зрения.
Так как разница в компонентах одних и тех же слов, используемых в разных синтаксических конструкциях, порой бывает незначительна на слух, дети с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) часто не способны ее заметить просто “на слух”. Например, найти “10 отличий” в предложениях “Мама моет куклу” и “Маша поёт кукле” для ребенка с ТНР практически невозможно.
Однако если ребенок умеет читать, он может увидеть разницу между словами, используемыми в разных родах, числах и падежах. Именно поэтому в методике Грузиновой-Гуриной прочитывание слов является важной ступенью работы над грамматикой. Если ребенок не умеет читать, перед работой с грамматической стороной речи его этому специально обучают. Запомнить грамматические правила ему также помогает специальная серия сюжетно-игровых заданий.
Игровая логопедия чудесна: выполняя грамматические игры, маленький человек уверен, что освобождает принцессу от дракона, на деле же он тренирует навык корректного использования грамматических правил.
Интерес к игре, азарт ребенка помогает ему сохранить высокую концентрацию внимания, избежать формального выполнения заданий и быстро запоминать нужное правило.
А ведь при работе с грамматической стороной речи, организованной в рамках классического подхода – при отработке заданий по картинке, мы часто видим, как ученик дает ответы автоматически, формально, не вникая – просто, чтобы преподаватель от него “отстал”, что сводит эффективность такого обучения буквально к нулю.
В рамках методики Грузиновой-Гуриной сочетание понятной подачи грамматических правил с высокой игровой мотивацией ученика дает потрясающий результат, позволяя быстро и качественно “подчистить” его грамматическую сторону речи.
Прочитать о том, как проходит обучение логопедов методике “Запуск речи неговорящих детей” Грузиновой-Гуриной, ознакомиться с программой Курса и узнать стоимость обучения можно в разделе “Курс для специалистов”
Как попасть на консультацию или занятия к игровым логопедам, работающим по методике Грузиновой-Гуриной, читайте в разделе “Родителям”
Автор статьи: Елизавета Гурина, соавтор методики “Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи”, сооснователь “Школы Игровой Логопедии”