Профессиональное выгорание логопедов

В статью вошли материалы выступления Елизаветы Гуриной – соавтора методики “Запуск речи неговорящих детей: от 0 до фразовой речи” о профессиональном выгорании логопедов и опыте Логопедического центра “Территория речи” и “Школы игровой логопедии” по предотвращению и профилактике данной проблемы у логопедов-дефектологов.

Специалисты Логопедического центра “Территория речи” умеют защищать себя не только от профессионального выгорания, но и от протертых штанов 🙂

Наблюдая за собой, как за логопедом, и за своими коллегами, я вижу, что наша профессия – очень рискованная в плане выгорания даже среди профессионалов помогающих практик, чьей “проф болезнью” и признано выгорание.

В этой статье я расскажу о структуре синдрома профессионального выгорания, статистике выгорания логопедов, его причинах, частых симптомах и поделюсь методами профилактики синдрома.  

Содержание статьи

  1. История изучения вопроса и определение.
  2. Структура синдрома профессионального выгорания.
  3. Статистика синдрома эмоционального выгорания.
  4. Последствия синдрома профессионального выгорания.
  5. 10 причин профессионального выгорания у логопедов. Как мы помогаем справиться?
  6. Заключение.
  7. Список литературы.

1. История изучения вопроса и определение

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) (англ. burnout) – понятие, которое ввел в психологию американский психиатр Герберт Фрейденбергер в 1974 году.

В 2019 году ВОЗ объявила выгорание феноменом профессиональной сферы, влияющим на состояние здоровья пациента, которое проявляется в виде нарастающего эмоционального  истощения.

В 11 редакции Международной классификации болезней (МКБ-11) выгорание классифицировано как клинический синдром, возникающий в результате хронического стресса на рабочем месте, с которым не удается справиться.

По определению О.А. Кузнецовой (2016) СЭВ – синдром постепенной утраты эмоциональной, физической и когнитивной энергии. Он проявляется в симптомах физического, эмоционального, умственного утомления, личного отстранения и снижением удовлетворения от выполнения своей работы. 

2. Структура синдрома профессионального выгорания

Для синдрома профессионального выгорания характерны следующие проявления: (по К. Маслач): 

  1. Эмоциональное истощение

Специалист, что называется, еще не начал работать, а уже устал. Работа, на которую когда-то летел как на крыльях, больше не приносит радости и удовлетворения.   

  1. Чувство цинизма и отстраненности от работы

Специалист больше не пытается помочь “по максимуму”, часто совершая необходимые действия “по протоколу”, машинально. Работа становится дискомфортной частью жизни, необходимой лишь для заработка на кусок хлеба. Вне рабочего места специалист старается прогнать мысли о работе, относясь к ней, как к неприятной необходимости.

  1. Обезличенное отношение к пациентам, коллегам 

Специалисту теперь сложно входить в нюансы и детали рабочих ситуаций, сопереживать. Также не хочется делиться своими эмоциями, наблюдениями и мыслями с коллегами и клиентами.  Появляется ощущение, что жизнь во время, когда мы работаем, встает на паузу, и во время работы мы “не живем”.

  1. Чувство неэффективности, умаление собственных профессиональных достижений

Безусловно, бессмертное “Я знаю, что я ничего не знаю” – чем глубже мы вникаем в вопрос, тем больше белых пятен открывается. Однако у сотрудников, которые выгорели, наблюдается отрицание своих объективных заслуг и  отчуждение своих умений и навыков. 

3. Статистика синдрома эмоционального выгорания

На сегодняшний день статистика выгорания по логопедам России не представлена в источниках. В статье я буду оперировать статистикой международной, которая, к сожалению, пока также крайне неширока. Также я обращаюсь к статистике выгорания коллег-смежников – психологов, психиатров, психотерапевтов. 

Статистика синдрома профессионального выгорания

Наиболее широкое исследование выгорания было проведено у психологов и психотерапевтов.  Справа вы видите статистику выгорания штатных офисных сотрудников. Слева – статистику по психиатрам.

Мы видим глобальную разницу: психиатры выгорают существенно более сильно, чем просто офисные сотрудники. 

Если обсуждать статистику обследования клинических психологов и социальных работников, мы видим, что от 50 до 75% участников говорят об ощущении эмоционального истощения.

Статистика синдрома профессионального выгорания у логопедов

Обратившись к международной статистике уровня эмоционального выгорания у логопедов и аудиологов, мы также увидим неутешительные цифры:  

76% выгоревших специалистов в Канадском исследовании, до 60% у специалистов в Южной Африке. Ужасающие цифры представлены и в Итальянском исследовании.

32,2% участников исследования говорят об эмоциональном истощении, 13,8 % –  об отстраненности от работы и до 66% говорят о чувстве неэффективности и обесценивании профессиональных достижений.

Как видите, логопеды, психологи, дефектологи крайне подвержены синдрому профессионального выгорания. А это значит, что вероятность “словить” тот или иной симптом выгорания у каждого из нас крайне высока.

4. Последствия синдрома профессионального выгорания 

Последствия вашего возможного выгорания далеко не радостны. Конечно, СЭВ резко ухудшает общее качество жизни человека, и, в зависимости от своих объемов, может проявляться по-разному, начиная от общего постоянного чувства усталости и снижения эмоционального фона, заканчивая развитием у человека невротических расстройств и психосоматических заболеваний. 

Если вы руководитель организации, то выгорание специалистов прежде всего отразиться на общих показателях работы специалистов. Вы столкнетесь с высокими показателями текучки сотрудников, снижением общих результатов организации, прогулами сотрудников, частыми больничными.  

Страшновато, не так ли?  Мы тратим много лет на обучение, которое у логопеда начинается с институтской скамьи и не прекращается никогда. Мы вкладываем деньги, время и душу в свое образование – а организация вкладывает ресурс во взращивание сотрудников.

И вот в тот момент, когда мы имеем за спиной не только теоретическую базу знаний, но и хороший практический опыт, и, казалось бы, перед нами открыты все профессиональные двери: иди и работай, работай эффективно, как ты это умеешь… к нам подкрадывается новая опасность. У нас есть профессиональные навыки, но нет ресурса, чтобы их применить.

Поэтому очень важно отслеживать возможные потенциальные причины профессионального выгорания логопедов, учиться вовремя отслеживать их и предотвращать их негативное влияние на свою жизнь.

5. 10 причин профессионального выгорания у логопедов. Как мы помогаем справиться?

 Я составила этот список, проанализировав источники как в отечественной, так и в зарубежной литературе, а также обобщив свой профессиональный опыт и опыт логопедов, которых я обучала последние 15 лет. Я супервизировала коллег в рамках работы с сотрудниками логопедического центра “Территория речи”,  взаимодействовала со специалистами, обучающимися в “Школе игровой логопедии”, давала супервизии “внешним” речевым специалистам.  

Мои наблюдения, в первую очередь, основаны на анализе опыта специалистов, работающих со сложной речевой патологией: детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), сенсорной, моторной, сенсо-моторной алалией, детьми с ДЦП, специфическим нарушением речи при аутизме, специфическом развитии речи у людей с разнообразными генетическими синдромами. 

Чтобы при прочтении текста у вас не было искушения погрузиться в хандру и впасть в чувство безысходности, рядом с каждой причиной профессионального выгорания я разбираю методы и технологии, которые, на мой взгляд, хорошо работают с самой причиной и не допускают следствия.

Причина  1 – Сверхнагрузка на молодого специалиста: от гипер мотивации – к истощению.

Нередко молодые специалисты, которые приходят в организацию полные решимости изменить мир, в попытках сделать его лучше готовы и на цементный завод, и на погрузку угля, и на уборку конюшен заниматься с самыми непростыми детьми, к сожалению, не имея на старте всех необходимых профессиональных и психологических навыков. Так как логопедов, которые работают с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями, в организациях зачастую катастрофически не хватает, руководители нередко позволяют молодым специалистам брать на свои плечи слишком много. Работа с непростыми клиентами, имеющими не только  соматические, но и психологические или психиатрические особенности, сама по себе достаточна сложна. 

В условиях недостаточного профессионального опыта, отсутствия рядом наставника, который скорректирует стратегию, окажет профессиональную и педагогическую поддержку, работа со сложными речевыми диагнозами выжимает из специалиста все силы, нередко приводит к эмоциональному истощению.   

Выход: если вы молодой специалист, который только начал свой профессиональный путь, помните, что важно дозировать свою деятельность, чередуя работу с детьми с речевыми диагнозами разной сложности. Если вы видите, что способы преодоления речевых проблем, с которыми вам приходится сталкиваться, лежат за рамками ваших профессиональных знаний, обязательно найдите супервизира, который разделяет ваши ценности и имеет профессиональный опыт работы с данной группой сложностей.

 Создавайте вокруг себя сообщество логопедов, работающих в вашей сфере, делитесь профессиональными наработками, поддерживайте друг друга. Понаблюдайте за собой и определите, работа с какой категорией речевых сложностей вас “зажигает”.

Внимательно следите, чтобы дети данной категории еженедельно были в вашем расписании. Защищайте свои границы и думайте не только об интересах клиентов, но и о своих собственных силах.  

Кейс “Территории речи” и “Школы игровой логопедии”: в рамках “Школы игровой логопедии”, в стенах “Территории речи” мы внедряем практики регулярных групповых и индивидуальных супервизий. В процессе них каждый специалист может получить консультацию по любому кейсу от более опытных коллег, не боясь профессионального осуждения. 

Для этого в центрах “Территория речи” действуют супервизионные группы для сотрудников, а также распространена практика индивидуального супервизирования для молодых специалистов. 

Студенты “Школы игровой логопедии” после окончания обучения могут вступить в “Клуб Игровых Логопедов”, который объединяет игровых логопедов из разных стран, и получать профессиональную и человеческую поддержку на его базе. 

Причина 2 –  Отсутствие у логопеда эффективных стратегий обучения

Специфика современного дефектологического образования такова, что представленные стратегии ориентированы скорее на старший дошкольный и младший школьный возраст. Это обусловлено тем, что в советской дефектологической практике, наследницей которой, несомненно, является и российская логопедическая школа, исследовались, в первую очередь, школьники и дети старшего дошкольного возраста со сформированным учебным поведением.

А это значит, что в методиках, которые специалисты осваивают на институтской скамье,  предполагается, что “ученик” в достаточной мере мотивирован взаимодействовать со специалистом и в полной мере готов сотрудничать с логопедом. Покидая учебное заведение,  выпускник ВУЗа уверен, что знает не только ЧЕМУ учить детей с тяжелыми нарушениями речи, но и в целом знает КАК это сделать.  

Однако на деле сегодня в практику приходят дети, начиная с 1,5 – 2 лет, работать с которыми в парадигме “учитель – ученик” невозможно. Старшие же дошкольники и школьники нередко имеют дефицит внимания или иные сложности, которые также осложняют для него освоение материала. 

Таким образом, специалист изо дня в день оказывается в ситуации, в которой от него ожидают контроля над учебной ситуацией, в то же время он не имеет эффективных стратегий работы с детьми данной категории. Со временем это приводит к формированию “синдрома самозванца”, сильной эмоциональной усталости и обезличенному, формальному отношению к пациентам, которые, как кажется, ленивы, невнимательны, не уважительны к учителю.  

Выход: в наше время любому специалисту, который работает с детьми с ТНР или детьми раннего возраста, необходимо освоить техники прикладного поведенческого анализа (АВА/ПАП). Этот  научно обоснованный метод работы с мотивацией детей научит вас устанавливать продуктивные взаимоотношения с клиентами, обучать малышей выполнять ваши инструкции и сотрудничать, правильным образом подавать каждое задание для ребенка. ПАП станет вашей удочкой, на которую вы сможете ловить рыбку, большую и маленькую.  

Кейс логопедического центра “Территории речи” и “Школы игровой логопедии”: соавтор методики  “Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи” – Татьяна Грузинова является сертифицированным специалистом в области ABA (ПАП). Именно поэтому как каждый сотрудник центра “Территория речи”, так и все наши студенты обязательно получают вводные знания из области АВА, осваивая минимальный блок работы по формированию учебного поведения ребенка, сотрудничества, сквозные законы эффективного обучения. Таким образом, мы защищаем специалистов от выгорания на фоне отсутствия эффективных стратегий обучения.

Прочитать о том, как проходит обучение логопедов методике “Запуск речи неговорящих детей” Грузиновой-Гуриной, ознакомиться с программой Курса и узнать стоимость обучения можно в разделе “Курс для специалистов”

Причина 3   – Отсутствие пошагового плана для каждого ученика,  четко прогнозируемого во времени

В настоящее время не существует единственного утвержденного эффективного протокола работы для каждого из речевых диагнозов. В большей мере это плюс, так как дает свободу учитывать персональные особенности ученика, создавая оптимальную программу с учетом его персональных потребностей. 

С другой стороны, отсутствие единых протоколов работы приводит к тому, что часто специалист в работе с детьми с глубокими языковыми нарушениями жонглирует причудливым миксом из разных технологий, работая по логике из старого анекдота: “Ешь все, чем-нибудь, да остановит”. 

Огромное количество речевых специалистов, которых мне доводилось консультировать, строили свою работу по подобному интуитивному принципу. Это растягивало работу во времени, специалист не всегда четко понимал, какие конкретно из его шагов обеспечили результат. А следовательно, не мог сконцентрироваться только на эффективных техниках, отказавшись от тех практик, которые не давали выраженного результата. 

Кроме того, расплывчатость методик, которые специалист применял, не позволяла четко спрогнозировать эффект от их применения, понять, сколько времени уйдет на коррекцию тех или иных сложностей. В связи с этим, им было чрезвычайно сложно четко отслеживать динамику, ставить новые речевые цели работы и прогнозировать сроки их достижения. А это значит, что как для специалиста, так и для родителя ученика работа растягивалась на неопределенное время без понимания сроков и результата. Стоит ли говорить, что сохранять эмоциональную включенность, когда ты не видишь выхлоп от своих трудов, чрезвычайно сложно. 

Выход: освойте технологию, которая позволит четко ставить цели для каждого ученика и внятно ориентировать их во времени. А также научитесь делать “не все и сразу”, а развивать так называемые “ключевые” навыки ваших учеников. Ключевыми навыками называют те, развитие которых дает качественный рывок вперед. 

В рамках методики “Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи” специалисты обучаются действительно эффективным стратегиям работы с ТНР, которые дают прозрачный результат. Внятный результат дает специалистам силы и вдохновение двигаться дальше, защищая их от выгорания по причине отсутствия явного результата работы.

Прочитать о том, как проходит обучение логопедов методике “Запуск речи неговорящих детей” Грузиновой-Гуриной, ознакомиться с программой Курса и узнать стоимость обучения можно в разделе “Курс для специалистов”

Причина 4  – Применение  жестких техник, которые вызывают отторжение, слезы и избегание занятий у ученика

Этот пункт часто вытекает из предыдущих. Не умея работать с поведением ребенка и мотивировать его на сотрудничество этичными и эффективными методами, а также не понимая, какие из многообразия техник, представленных на образовательном рынке,  дадут продвижение и хороший эффект для развития речи, а какие – нет, некоторые специалисты используют техники разной степени этичности. Нередко использование таких методик создает сильный дискомфорт для ребенка. Начиная от физического удерживания  ребенка на месте против его воли, и заканчивая “вызыванием речи при стимуляции болевых точек” или неграмотным использованием техник логопедического массажа по принципу “сквозь крик и слезы”. 

Оставив за скобками дискуссию об эффективности используемых таким образом методов, хочу сказать, что необходимость причинять ребенку боль и дискомфорт, протест, который выражает ученик в отношении наших занятий, необходимость преодолевать себя при применении подобных техник также серьезно выматывает специалистов.   

Выход: использовать для работы этичные методы. Применять техники десенсибилизации ребенка к сенсорным стимулам, пошагово приучив ребенка к своим прикосновениям. Освоение поведенческих техник работы, которые не требуют физического удержания ученика.  

В рамках работы по методике Гуриной-Грузиновой, сотрудниками “Территории речи” и студентами “Школы игровой логопедии” не используется жестких техник, которые доставляют физический дискомфорт ученику. Большое внимание уделяется блоку мотивации, тому, как сделать так, чтобы ученик сам хотел выполнять наши инструкции. Также наши специалисты умеют использовать техники десенсибилизации, вызывая речь не только эффективно, но и максимально мягкими способами.

Прочитать о том, как проходит обучение логопедов методике “Запуск речи неговорящих детей” Грузиновой-Гуриной, ознакомиться с программой Курса и узнать стоимость обучения можно в разделе “Курс для специалистов”

Причина 6 –  Сложность удержания  границ  в рамках отношений “эксперт – пациент – родитель” 

На мой взгляд, эта одна из самых серьезных причин выгорания специалистов. К сожалению, в рамках получения высшего образования логопеды и дефектологи не получают практических навыков, которые лежат в области психологического консультирования. Однако клиент, который приходит на занятия к специалисту, это не только ученик, но и его родитель. Зачастую семья ребенка находится в тяжелом психологическом состоянии, и эффективная коммуникация с ней подразумевает знания основ психологического консультирования и умения их применять.  

Специалисту важно уметь правильно распределять ответственность внутри реабилитационной ситуации, выдерживая профессиональные границы при взаимодействии с родителями ученика.  Это действительно сложно еще и потому, что часть специалистов в то же время является и “особыми” родителями, которые не всегда четко понимают свою “сторону” ответственности в данной ситуации. 

В то же время на данный момент не существует никаких официально регулируемых стандартов взаимодействия между речевым специалистом и клиентом.

В итоге часто специалисты не умеют верно выстроить отношения с семьей ученика,   распределить зоны ответственности (прежде всего – для себя самого). Как следствие, они берут на себя всю ответственность за динамику продвижения ученика, направление и нюансы реабилитационной стратегии. 

В этом случае у специалиста есть опасность превратиться в “спасателя” семьи, забыв, что логопед  – лишь нанятый сотрудник, который предоставляет услуги, консультируя семью в узкой сфере развития речи их ребенка. Но ответственность за скорость продвижение ребенка и выбранную комплексную реабилитационную стратегию (или ее отсутствие), прежде всего, лежит на семье ученика.  

Если мы обратимся к исследованиям, то увидим, что  ряд ученых (Bruschini M, Carli A, Burla F./Galletta M, Portoghese I, Frau N, Pau M, Meloni F, Finco G, и др.) отмечает, что “Длительный  период лечения в тесном сотрудничестве и частом контакте специалиста и пациента устанавливает крепкую эмоциональная связь между логопедом, пациентом и его семьей. При этом логопеды становятся свидетелями как успехов, так и неудач в лечении, а также сталкиваются с агрессивными реакциями и депрессивными симптомами своих пациентов, с давлением в отношении получения немедленных результатов со стороны семей пациентов”. 

Другие коллеги отмечают, что  “близкий контакт с людьми, находящимися в эмоциональном стрессе (касательно психиатров), также является фактором высокого риска для развития профессионального выгорания”. (Maslach C, Leiter MP)

Выход: давайте помнить, что осознание проблемы – первый шаг к ее разрешению. Если то, что я описала, кажется вам узнаваемым, понаблюдайте за этой сферой своего профессионального развития. Если вы заметили, что границы отношений с клиентами сложно удерживать, или они уже размыты, имеет смысл проработать тему с психологом. 

Также существуют виды групповой работы, в рамках которой специалисты прорабатывают навыки эффективной профессиональной коммуникации с клиентами: Балинтовские группы. 

Положительное влияние этих групп в сфере профилактики и преодоления профессионального выгорания, связанного с неэффективно выстроенной коммуникацией с клиентами доказана и признана во всем мире. 

В рамках работы в “Территории речи” к вышеперечисленным рекомендациям мы добавляем тренинги по коучинговым практикам для логопедов, на которых логопеды осваивают эффективные методы взаимодействия с семьей ученика. Аналогичные курсы планируем проводить и на базе “Школы Игровой Логопедии”. 

Причина 7 –  Высокая загрузка специалиста и бюрократия (обилие бумажной работы)

Это факторы, о негативном влиянии которых единодушно говорят все исследования, которые я просмотрела. 

Так Bruschini, Carli, Burla в качестве распространенной причины выгорания выделяют “Ведение “сложных” клиентов, высокий уровень бюрократии, большая профессиональная загрузка”, а Felton говорит о бюрократических ограничениях, однообразной когнитивной  и эмоциональной  нагрузке, длительности рабочего дня, чрезмерной вовлеченности и отсутствии признания.

В наших реалиях ситуация усугубляется тем, что в организациях, в которых предусмотрен самый большой объем бюрократической работы, в то же время самая скромная оплата труда на рынке. Чтобы как-то компенсировать этот момент, специалисты после основной работы “добирают” частные занятия. Годами выстраивая свой профессиональный стиль жизни, таким образом перегружая себя, специалист истощается до предела и, безусловно, риск профессионального выгорания в данной ситуации растет. 

Выход: овладение эффективными техниками работы и поиск работы с меньшим объемом бюрократических повинностей. Выпускники “Школы Игровой Логопедии” работают в разных местах, но все они единодушны в одном – после качественного прохождения обучения по методике Гуриной-Грузиновой поиск клиентов перестал быть для них отдельной задачей. Так как видя высокий эффект от работы со специалистом, родители пациентов запускают мощное “сарафанное радио”. Также наши выпускники отмечают, что в связи с принципиальным повышением эффективности работы на занятия с ними образуется очередь. 

А значит у специалиста есть возможность повысить цену на свои услуги и снизить профессиональную нагрузку до того объема, когда помимо работы эксперт успевает полноценно  восстанавливаться и имеет время и ресурсы не только для качественного отдыха, но и для дальнейшего обучения и развития полезных в профессии навыков. 

Прочитать о том, как проходит обучение логопедов методике “Запуск речи неговорящих детей” Грузиновой-Гуриной, ознакомиться с программой Курса и узнать стоимость обучения можно в разделе “Курс для специалистов”

Причина 8 – Отсутствие профессионального поддерживающего сообщества, культуры наставничества

На сегодняшний день в большинстве известных мне речевых организациях не выстроена культура профессионального наставничества. Предполагается, что сотрудник, который только начал свой профессиональный путь после окончания ВУЗа, уже владеет необходимыми знаниями и навыками, а получить знания дополнительные – его ответственность и задача. 

Однако еще в 1997 году Банюк и Аллен доказали, что программа наставничества улучшает работу и повышает удовлетворение подопечных от выполнения работы. Готовясь к написанию этой статьи, я изучила около 7 исследований о влиянии роли наставника на эмоциональную стабильность сотрудника, и все они говорят о четкой взаимосвязи между наличием наставника у специалиста и его уровнем удовлетворенности от работы.

Наставничество может быть реализовано как индивидуально, так и в групповом формате, в процессе которого более опытные специалисты – супервизоры в поддерживающем ключе разбирают профессиональные кейсы сотрудников, направляют, помогают найти эффективную стратегию для конкретного клиента.

Безусловно, в большинстве организаций более опытные коллеги по доброте душевной подсказывают молодым, как действовать. Однако качество и регулярность такой поддержки чаще всего зависит от того, насколько загружен опытный специалист, есть ли у него психологические ресурсы, совпадает ли он с подопечным по ценностям.

Также в ряде организаций проводятся внутренние семинары для сотрудников, однако то, как молодой сотрудник распорядится полученной информацией, зачастую тоже остается на его совести. Часто в этой ситуации молодые сотрудники чувствуют себя брошенными, сталкиваются с синдромом самозванца, у них опускаются руки. Специалисты выгорают, не успев получить объемный профессиональный опыт. 

Выход: ищите супервизора. Важно, чтобы человек был не только опытен в работе с речевой патологией, но и совпадал с вами по ценностям. 

В рамках кейса “Территории речи” к каждому молодому сотруднику, который поступает на работу, прикреплен личный логопед-эксперт, который еженедельно в рамках своего рабочего расписания и за отдельную плату, проводит персональное индивидуальное консультирование подопечного. Кроме этого, все речевые специалисты нашего центра участвуют в еженедельных групповых супервизиях. На таких встречах разбираются видеокейсы с речевых занятий, где специалист может получить профессиональное признание от коллег, которые всегда подчеркивают, если что-то удается особенно хорошо, а также получить ответы на свои вопросы о стратегии и тактике речевой работы. 

В “Школе игровой логопедии” также действует дистанционный “Клуб игровых логопедов”, в рамках которого выпускники получают персональные и групповые разборы кейсов. По моим наблюдениям, стабильное участие в супервизиях позволяет логопеду избавиться от чувства, что он “на поле боя” один, дают ощущение устойчивости, повышает самоценность специалиста. 

Причина 9  –  Отсутствие культуры психологического сопровождения специалистов

Психологическая поддержка – один из вдоль и поперек исследованных и доказавших свою эффективность методов психологической стабилизации. Однако в отличие от практикующих психологов, которые обязаны пройти установленное число часов личной и групповой психотерапии перед началом собственной практики, а также обязаны работать с супервизором во время своей профессиональной деятельности, у речевых специалистов формально такой необходимости нет.  

Однако работа с психологом необходима речевому специалисту и тем более обязательна, чем выраженнее особенности клиентов. Например, Acker (2011); Craig & Sprang;  Thompson (2010) определяют ключевое влияние на выгорание специалистов сложного “климата” на рабочем месте, размера нагрузки и серьезность симптомов клиентов. Поэтому нам нужно отдельно продумывать, как мы можем стабилизировать свой психологический статус. 

Выход:  

Первый способ, эффект от которого нельзя недооценивать, не будет стоить вам ни рубля. Мы можем получать психологическую поддержку от друзей и близких, рассматривая встречи с ними, не как то, что отвлекает нас от работы, снижает нашу производительность – но как важный вклад в свое психологическое здоровье.

Наличие хобби, еженедельного времени “для себя” за тем занятием, которое вас наполняет, вместе с людьми, которые любят то, что нравится вам – колоссальный вклад во внутреннее равновесие. 

Второй способ – классический, и это – поддержка психолога. 

Работа с психологом, которая будет поддерживать ваше психическое благополучие, совершенно  необходима и как профилактика эмоционального истощения, так и как способ его преодоления.

Коллеги, нам очень непросто – и это доказывают исследования. Мы ведем сложных клиентов, сопровождаем семьи со сложным психологическим климатом и делаем это “на потоке”. Поэтому каждому из нас нужна профессиональная психологическая помощь. Вы можете возразить, что не у каждого из нас есть финансовая возможность позволить себе работу с психотерапевтом.

Мы играем вдолгую, и наша эмоциональная стабильность – важный актив, в который необходимо вкладываться. Ведь если мы ее потеряем, мы будем в прямом смысле этого слова профессионально непригодны, и потеряем и те финансовые возможности, которыми на данный момент обладаем. А если мы позаботимся о себе, мы наше благосостояние преумножим.  

Профессиональная помощь психолога – это точно не то, на чем имеет смысл экономить. Имея машину, мы в установленное время посещаем сервис, где ее осматривают и при необходимости чинят. Мы знаем, что отложить ремонт своего транспорта – плохая идея, ведь управлять сломанной машиной – подвергать опасности нашу жизнь. 

Работать со сложной речевой патологией, без психологической помощи и поддержки – опасно для вашей профессиональной жизни. В запущенных случаях это может вылиться в выгорание таких масштабов, что приведет к “профессиональной смерти”. 

Причина 10 – Отсутствие привычек  ЗОЖ  и полноценного отдыха.

Про корень отсутствия полноценного отдыха в жизни речевого специалиста я сказала выше.  Учитывая, что 99% специалистов в нашей сфере – женщины, на них лежит полноценная нагрузка и дома. 

Мы приходим с работы, забираем детей, готовим еду, проверяем уроки… время побыть в тишине остается только ночью. И именно с этим часто связано отсутствие привычек здорового образа жизни. Качественный сон, полноценная двигательная активность на воздухе, фоновый стресс и привычка его “заедать”. Все эти факторы, с одной стороны, являются “больным местом”, о котором мы знаем, но… ничего не делаем для изменения ситуации. Хотя очевидно, что тело является основным инструментом человека, и если человек истощен физически, говорить об эмоциональной стабильности – просто смешно. 

Давайте остановимся на основных привычках здорового образа жизни.

Привычки здорового образа жизни. Слайд из доклада Елизаветы Гуриной “Эмоциональное выгорание логопедов: кто виноват и что делать?”

Полноценный сон

Интересный опыт компании Этна, поощряющей высыпающихся работников. Программа впервые была запущена в 2009 году и в ней приняли участие примерно 12 тыс. из 25 тыс. сотрудников компании. Работники записывали показания своего сна автоматически при помощи наручных браслетов. В результате компания получила масштабную статистику, сколько времени сотрудники спали каждую ночь.

Результаты исследования показали, что “сотрудники, спавшие менее семи-восьми часов в сутки, теряли производительность сильнее, чем те, кто спал больше восьми часов в сутки”. Сотрудники, которые спали более 8 часов в сутки, в рамках программы получали премии. Только за счет стабилизации сна у сотрудников компании существенно удалось увеличить свою производительность и прибыль. 

Зачастую речевой специалист является “сам себе компанией”. Вспоминайте об эксперименте компании “Этна”, когда есть искушение “уйти в ночь”, залипая в любимый сериал. 

Общая подвижность человека

Нам кажется, что мы двигаемся достаточно. Однако так ли это? Поездки на работу на транспорте, движение по небольшой квартире, сидение за столом в кабинете. Можно ли это назвать полноценной двигательной активностью? 

Давайте разберемся. В Великобритании и США проводили интересный эксперимент, в ходе которого относительно активные взрослые начинали вести сидячий образ жизни в течение определенного периода, ученые в дальнейшем наблюдали за их самочувствием. Участники эксперимента, которые прежде вели активный образ жизни, после двух недель стали демонстрировать повышенный уровень тревожности, утомляемости и враждебности. Когда некоторых участников эксперимента, выбранных в случайном порядке, попросили ходить меньше, чем обычно, 88% из них отметили у себя подавленное состояние. 

Через неделю после перехода к сидячему образу жизни уровень удовлетворенности жизнью испытуемых упал на 31%. Тревожность и депрессивные состояния начинали усиливаться, а удовлетворенность жизнью снижалась, как только человек проходил в среднем всего 5 649 шагов в день. При этом средний мировой показатель количества шагов, которые человек проходит в день сегодня равен 4961 шагам.

Доказано, что бег и тренировки способствуют повышенному выделению эндорфинов. Я проверила это на себе, когда в самый загруженный рабочий период заменила поездки на машине на пешие. Эмоциональное состояние стало стабильнее. А когда я добавила к этому пешие прогулки, эмоциональный фон выровнялся как «по щелчку». Помните, не обязательно сразу покупать абонемент в зал, попробуйте начать с увеличения подвижности в быту. Купите фитнес браслет и начните отслеживать вашу активность. Попробуйте  начать с малого – не укорачивать, а удлинять пеший маршрут до магазина, выбираться на вечерние прогулки – хотя бы вокруг дома. На ежедневной основе это повысит уровень  движения в вашей жизни. 

Кислород:

Головной мозг, масса которого редко превышает 2% от массы среднего человека, испытывает огромную потребность в кислороде, доходящую до трети от всего поступающего его объема в организм. У людей, которые работают «головой» (как, хочется верить, что это мы с вами) такая потребность еще выше. Мы – жители города нуждаемся в прогулках еще и потому, что они позволяют восполнять нам потребность в кислороде.

Поэтому гулять – отлично, а по парку – совсем прекрасно!

Здоровый рацион:

Стресс побуждает нас переедать, и едим мы чаще нездоровую пищу. А нарушенный рацион снижает нашу энергию и производительность. Получается замкнутый круг. Как с этим справится?

Оздоровить рацион помогает понятие «гарвардской тарелки», когда четверть рациона в каждом приеме пищи составляют белки, четверть долгие углеводы, и половину – клетчатка в виде фруктов и овощей.

Чтобы не срываться на нездоровое питание, исследователи рекомендуют вводить ритуалы, которые будут держать нас в «колее».

  • Записывать в дневник питания время приёма пищи и объём порции;
  • Убирать отвлекающие факторы (смартфон, телевизор, книгу и т. п.) перед приёмом пищи;
  • Делать пять медленных вдохов и выдохов перед едой;
  • 30–40 раз пережевывать твердую пищу;
  • Красиво сервировать стол или блюдо;
  • Фигурно складывать салфетку;
  • Садиться за стол и выпивать стакан воды, перед приемом пищи.

Практики расслабления и осознанности:

Практики расслабления, тренировка внимания, дыхательные практики помогают снизить уровень кортизола и предотвратить переедание, вызванное стрессом.

Еще в 80-х годах исследования показали, что прогрессивная мышечная релаксация снижает уровень кортизола в крови и улучшает чувствительность клеток к инсулину.  

Однако мы мало задумываемся об использовании практик релаксации в качестве ежедневных практик преодоления стресса. Хотя использование перечисленных упражнений на ежедневной основе дает потрясающий результат, невероятно повышая нашу стрессоустойчивость. 

Забота о себе – не роскошь, а необходимость. Твердите  это себе, как мантру, в следующий раз, когда решите сэкономить на массаже.

6. Заключение 

Свою статью я хочу завершить так:

Коллеги! У нас замечательная профессия, которая делает лучше жизнь семей детей с особыми потребностями, улучшая жизнь как детей с тяжелыми нарушениями речи, так и их родителей. 

Однако важно помнить, что основной инструмент нашей работы и гарант ее эффективности – это мы сами. 

Поэтому я  искренне прошу вас беречь себя и заботиться о себе, о своем профессиональном развитии, психике и здоровье,  не забывая, что в самолете, прежде всего, важно надеть кислородную маску на себя! Берегите себя! 

А “Школа игровой логопедии” вам в этом поможет 🙂

Прочитать о том, как проходит обучение логопедов методике “Запуск речи неговорящих детей” Грузиновой-Гуриной, ознакомиться с программой Курса и узнать стоимость обучения можно в разделе “Курс для специалистов”

7. Список использованной литературы.

  1. Бойко В. В. Психоэнергетика – Спб.: Питер, 2008. – 416 с.
  2. Водопьянова Н., Старченкова Е. «Синдром выгорания», 2-е изд: Питер;Спб; 2008.
  3. Влах Н. И. “Профессиональное выгорание у представителей помогающих профессий”.
  4. Кузнецова Л. Э. Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога/ ”Молодой учёный” № 18 (122) от  09. 2016.
  5. Макгоникал К. ”Сила воли: как развить и укрепить”: – М.: Манн Иванов и Фербер, 2019, – 304 с.
  6. Макгоникал К. “Радость движения: как физическая активность помогает обрести счастье, смысл, увереность в себе, обрести счастье и преодолеть трудности” – М.: Манн Иванов и Фербер, 2021, 272 с.
  7. Маслач К. “Представление о синдроме профессионального выгорания: современное исследование и его применение в психотерапии”/перевод Шишорин Р. М. (Москва), Срывкова К. А./ World Psychiatry 2016; 15 : 103 – 111.
  8. Форье Н. “Лёгкий способ перестать откладывать дела на потом” – М.: Манн Иванов и Фербер, 2007.
  9. Bruschini M, Carli A, Burla F. Burnout and work-related stress in Italian rehabilitation professionals: A comparison of physiotherapists, speech therapists and occupational therapists. Work. 2018;59(1) : 121–129.
  10. Garcia, H. A., McGeary, C. A., Finely, E. P., McGeary, D. D., Ketchum, N. S., & Peterson, A. L. (2016). The influence of trauma and patient characteristics on provider burnout in VA post-traumatic stress disorder speciality programmes. Psychology and Psychotherapy: Theory, Research and Practice, 89, 66 – 81.
  11. Galletta M, Portoghese I, Frau N, Pau M, Meloni F, Finco G, et al. Association between burnout and sense of coherence among speech and language therapists: An exploratory study in Italy. Acta Biomed. 2019;90(4-S) : 25 – 31.
  12. Ferreira NN, Lucca SR. Síndrome de burnout em técnicos de enfermagem de um hospital público do Estado de São Paulo. Rev bras epidemiol. 2015;18 (1) : 68 – 79.
  13. Marcelino A, Filho, Araújo TM. Estresse Ocupacional E Saúde Mental Dos Profissionais Do Centro De Especialidades Médicas De Aracaju. Trab Educ Saúde. 2015;13(Suppl 1):177 – 199.
  14. Maslach C, Leiter MP. The truth about burnout. San Francisco: Jossey-Bass, 1997.
  15. Somoray, K., Shakespeare-Finch, J., & Armstrong, D. (2017). The impact of personality and workplace belongingness on mental health workers’ professional quality of life. Australian Psychologist.
  16.  Vincent L, Brindley PG, Highfield J, Innes R, Greig P, Suntharalingam G. Burnout Syndrome in UK Intensive Care Unit staff. Data from all three Burnout Syndrome domains and across professional groups, genders and ages. J Intensive Care Soc. 2019;20(4) : 363 –  369.

Автор статьи: Елизавета Гурина, соавтор методики “Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи”, сооснователь “Школы Игровой Логопедии”