9 отличий методики Грузиновой-Гуриной от классических методов логопедии
Методика “Запуск речи неговорящих детей: от 0 до фразовой речи”, которой мы обучаем логопедов – это системный подход, показывающий воспроизводимый результат запуска и развития речи у детей любой сложности.
В данной статье мы покажем основные отличия методики “Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи” от классических методов логопедии.
Использование АВА технологий в логопедической практике – покажем не только чему учить, но и как это делать.
Татьяна Грузинова – сертифицированный поведенческий аналитик (BCBA), поэтому огромное внимание в методике уделяется не только перечислению речевых навыков, которые мы должны сформировать у ребенка, но и тому, как и с помощью каких поведенческих техник специалист может правильно “подать” материал.
Мы по шагам раскладываем, как тестировать мотивацию учеников, с помощью каких технологий устанавливать с ними сотрудничество и руководящий контроль, как учить ученика вникать в то, что происходит на занятии, как мотивировать его выполнять наши инструкции максимально качественно.
Фактически, в рамках методики Гуриной и Грузиновой “Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи” мы учим специалистов или логопедов “говорить с ребенком на одном языке”. Так у педагога будет сохраняться высокая мотивация учить, а у ребенка – учиться.
При диагностике ребенка, мы отталкиваемся не только от речевых параметров, но и учитываем уровень развития предпосылок речи (доречевой базы).
Часто у неговорящих детей нарушено не только продуцирование и/или понимание речи, но и целые группы речевых предпосылок – например, уровень развития коммуникации, когнитивного развития, состояние праксиса.
В рамках методики Грузиновой-Гуриной мы внимательным образом прорабатываем эти механизмы на более поздних этапах речевого развития. Это даёт хорошую общую базу для старта речи, а также облегчает поддержку связи со смежными специалистами, которые работают с ребенком.
Использование игровых технологий – мы учим специалистов развивать речь ребенка, а иногда и формировать ее с нуля, в глазах ребенка оставляя занятие “просто игрой”.
Классические логопедические методики зачастую создавались для детей старшего дошкольного и школьного возраста. Однако сейчас к логопеду приходят дети раннего возраста, которые не умеют сидеть, выполнять инструкции, не мотивированы на взаимодействие, выстроенное в координатах “учитель-ученик”. Да и у детей постарше часто с таким взаимодействием есть большие проблемы. С одной стороны, доказано, что чем раньше будет начата коррекция, тем более она будет эффективна. С другой стороны – далеко не каждый специалист обладает техниками и приемами, позволяющими эффективно работать с малышами или детьми с рассеянным вниманием и низким уровнем сотрудничества. Что говорить о том, чтобы проводить с такими детьми тренинг навыков, когда ребенку необходимо многократное повторение не самых мотивационных для него действий? Он попросту становится невозможен.
Игровая логопедия позволяет сочетать игровые технологии с точечным и высокоэффективным обучением, сохраняя мотивацию ребенка в процессе выполнения не самых простых задач.
Выделение ключевого навыка и прицельная работа над ним.
В рамках методики “Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи” ребенок проходит подробную диагностику как речевых навыков, так и предпосылок речи. В рамках этой диагностики выделяется так называемый “ключевой навык”, над которым предстоит работать.
Ключевым навыком называют тот, отсутствие которого тормозит развитие речевой системы и не дает ей развиваться. Сфокусировано проработав над ним, мы радикально продвинем речь вперед и существенно повысим ее качество.
Как все мы знаем, согласно закону Парето, только 20% усилий дают 80% результата. Правильно выделив ключевой навык, игровой логопед осмысленно направляет фокус своего внимания на те самые 20%, которые гарантируют наибольший результат. Таким образом он экономит свои силы, силы и мотивацию ребенка, при этом получая максимальный речевой результат.
Рамочный принцип формирования логопедической программы.
В стандартных логопедических методиках строго регламентированы речевые темы, последовательность их введения, лексика, которая должна быть освоена ребенком, и упражнения, посредством которых это должно быть сделано. Логопеду остается открыть конспекты и работать по ним.
В реальной жизни каждый ученик, уровень развития его навыков, спектр интересов, сочетание сильных и слабых сторон настолько индивидуальны, что заранее прописанный строго регламентированный конспект не может быть достаточно эффективен, так как не учитывает всех потребностей ребенка.
В рамках методики игровой логопедии также определена последовательность и содержание навыков, которые должны быть освоены, а также зафиксированы критерии перехода между ними.
В остальном методику можно назвать рамочной – она рекомендует активности, подходящие для освоения тех или иных тем, предлагает игры и виды упражнений, которые помогут навык отработать.
Однако, содержание занятий, подача, игры и характер взаимодействия с ребенком всегда определяется логопедом с учетом мотивационной сферы и индивидуальных особенностей ребенка, а также своих персональных предпочтений. Это позволяет работать на высокой мотивации ребенка и добиваться высокого темпа работы, с одной стороны, и оставляет место для творческого подхода специалиста, по сути являясь профилактикой его профессионального выгорания – с другой.
Переход с одного речевого уровня на другой осуществляется согласно подробно описанным критериям перехода.
Разработанная Татьяной Грузиновой и Елизаветой Гуриной система запуска речи, охватывает огромный кластер речевых навыков. Для формирования каждого их них в методике продумана жестко ранжированная система опор и установлены четкие критерии последовательного ухода от них.
Классические логопедические методики нередко недостаточно формализуют критерии освоения того или иного речевого навыка. Это оставляет для специалиста “лазейку”, используя которую он может спешить, переоценивать навыки ученика, принимать решение о переходе на следующий уровень сложности, базируясь не на объективных (формальных) данных, а на интуитивном ощущении готовности или неготовности конкретного ученика. Нередко специалист переоценивает знания ученика, и в этом случае новые умения базируются на недостаточно автоматизированных навыках, что в сумме делает речевую способность недостаточно автоматизированной, вызывает зависимость ребенка от подсказок, снижает мотивацию ученика.
Работая по методике “Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи”, педагог будет последовательно вводить и отказываться от подсказок для эффективного формирования каждого навыка. Он обязан знать и соблюдать формальные критерии перехода, разработанные в рамках нашего подхода для перехода между речевыми уровнями. Это гарантирует соблюдения баланса между высокой скоростью работы, с одной стороны, и качественным обучением – с другой.
Четкое отслеживание динамики (регулярная постановка SMART-целей) и прозрачность в их постановке.
В целях поддержания эффективности и отслеживания динамики, логопеды, которые работают по методике “Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи”, ставят перед собой SMART-цели. Это конкретные, измеримые и достижимые цели, которые презентуются родителям в начале блока работы и обсуждаются после их достижения.
Например, SMART-цель может звучать так: “Через два месяца Ваня будет говорить 20 слов слоговой структурой 3 типа без жестовых и звуковых подсказок специалиста”.
Такая постановка вопроса позволяет четко отслеживать речевую динамику, вовремя менять стратегию и поддерживать высокую мотивацию со стороны семьи ученика, которая видит реальный прогнозируемый результат.
Ни в одной из классических логопедических методик данная техника не применяется.
Коммуникативная направленность – методика Грузиновой-Гуриной единственная в своем роде позволяет уйти от эффекта “кабинетной речи” и научить ребенка использовать фразовую речь в обычной жизни.
Методы классической логопедии в качестве наглядных дидактических пособий используют картинки и академические занятия за столом. К сожалению, дети со сложной языковой и коммуникативной патологией, которые занимаются в таком ключе, склонны к “кабинетной речи”.
Они произносят слова или повторяют звуки, находясь за столом, кто-то из них может отвечать на вопросы логопеда или родителя, описать картинку, а порой и пересказать простой сюжет. Однако, закрывая дверь кабинета, такие дети не пользуются речью в своей обычной жизни для общения с близкими и сверстниками. Методика “Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи” изначально формирует живую речь, которую ребенок сразу использует для общения с логопедом.
Отдельной задачей специалиста является генерализация навыка речевого общения с родителем и сверстниками ребенка.
Результат работы игрового логопеда – не просто научить ребенка технически произносить то или иное слово или фразу, но и добиться использования данного речевого навыка в жизни. Только так получится сформировать “живую” речь, ту речь, которой ребенок будет пользоваться для общения в повседневности, озвучивать свои просьбы, наблюдения и эмоции.
Плотное включение в работу родителя для достижения более значимых результатов
В рамках классического подхода основную работу по развитию речи ребенка осуществляет специалист. Родитель ожидает ребенка за пределами кабинета и получает небольшое домашнее задание, выполнение которого по факту остается на усмотрение родителя.
Методика “Запуск речи неговорящих детей” предполагает 100% вовлечение родителя.
Это обусловлено тем, что ребенок со сложной языковой или коммуникативной патологией способен освоить речь только в случае постоянной поддержки и отработки сформированных на занятии навыков дома, в семье. Речь идет не о выполнении пятиминутного домашнего задания, а о полноценном внедрении принципов речевой стимуляции в повседневную жизнь ребенка и даже в какой-то мере подчинения привычек и приоритетов семьи задачам развития речи ученика.
Это возможно только в случае сотрудничества с семьей, которая начинает разделять с нами задачи и способы работы.
В игровой логопедии вовлечение и привлечение семьи в обучающий процесс происходит с помощью постоянного присутствия родителя на занятиях его ребенка с логопедом и подробного обсуждения со специалистом их ежедневных бытовых моментов и методов включения в них речи ребенка. Таким образом, в повседневную жизнь семьи органично включается отработка необходимых навыков, а родитель, постепенно переняв техники стимуляции речи ребенка, начинает применять их самостоятельно в промежутках между встречами со специалистом.
Прочитать о том, как проходит обучение логопедов методике “Запуск речи неговорящих детей” Грузиновой-Гуриной, ознакомиться с программой Курса и узнать стоимость обучения можно в разделе “Курс для специалистов”
Как попасть на консультацию или занятия к игровым логопедам, работающим по методике Грузиновой-Гуриной, читайте в разделе “Родителям”
Автор статьи: Елизавета Гурина, соавтор методики “Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи”, сооснователь “Школы Игровой Логопедии”